Звёздное небо над нами

Каких-то три дня назад в России праздновался День космонавтики. Мы следили за праздником с большим интересом: с того момента, как его начали отмечать, прошло всего 55 лет , но отношение к космосу успело здорово поменяться. В поколении нынешних школьников мечта стать космонавтом вряд ли занимает одно из лидерских мест в пятёрке самых желанных карьер. Но, тем не менее, пространство для мечты по-прежнему открыто: несмотря на то, что астрономии нет в списке обязательных школьных предметов, её преподают в отдельных спецшколах, а планетариях всегда есть программы, рассчитанные на школьников. Мы решили узнать, какие отношения связывают современных школьников со звёздным небом, и расспросили об этом преподавателя Ассоциации репетиторов Александра Геннадьевича.

Небесные дела

Сразу внесём ясность: школьный предмет “астрономия” сейчас есть в школьной программе, но отнюдь не во всех школах. В основном астрономию преподают как часть курса физики — разумеется, с соответствующими сокращениями.

Звёздное небо над нами

Мнения относительно сложившейся ситуации есть самые разные. Ольга Васильева, глава Министерства образования, в сентябре прошлого года высказалась вполне однозначно: астрономию необходимо вернуть в школьную программу в качестве обязательного предмета, выделив ей хотя бы один час в неделю. Слова Васильевой встретили горячую поддержку чиновничества: новости о высказывании Васильевой были обильно сдобрены комментариями о том, что предмет позволяет “воспитать разносторонних людей”, что без астрономии “невозможен нормальный инженер, писатель”.

Александр Геннадьевич, выпускник физического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, поделился собственными наблюдениями за настроениями в школах:

“Родители старше 35 лет (приблизительно) считают этот предмет нужным и полезным — в частности, для увеличения общего кругозора, развития воображения и более серьезного понимания физики. Более молодые родители не имеют четкого представления об астрономии: в лучшем случае не представляют себе его важность и полезность, в худшем — считают его бессмысленным. Чаще всего считается, что предмет носит развлекательный характер, но совсем не практический. Разумеется, бывают исключения — как правило, в семьях, где сильна преемственность поколений.

Среди учащихся тоже прослеживается определенная возрастная тенденция. Ученики 5-7 и 9 классов чаще увлечены астрономией, и зачастую считают развитие данной науки обязательным. Но в 10-11 классах замечается спад энтузиазма (как в целом и к другим предметам). Возможно, так происходит из-за увеличенной нагрузки для подготовки к ЕГЭ или возрастных перемен ценностей”.

Как поступить?

На вопрос, кто чаще всего обращается за помощью по астрономии, Александр Геннадьевич отвечает неоднозначно, подчёркивая, что это люди из разных категорий, но чаще всего — ”увлечённые молодые ребята, романтики, пока не определившиеся с будущей профессией”. По словам Александра Геннадьевича, впоследствии они уже принимают решение, посвятить ли себя астрофизике или стать специалистом-инженером в аэрокосмической области. Но совершенно не исключён и третий вариант — творческая профессия.

Очевидно, что одна из основных причин обращения за уроками астрономии к репетитору, — нехватка её в школе. Если ситуации предстоит быть исправленной в соответствии с планами г-жи Васильевой, то произойдёт это, по мнению экспертов, не ранее, чем через пять лет: за это время успеют подготовить достаточное количество людей, которые смогут преподавать этот предмет в школе.

Звёздное небо над нами

Однако далеко не все находят текущую ситуацию неудовлетворительной. Один из самых известных астрофизиков в России, учёный Сергей Попов, полагает, что астрономию в школьную программу включить можно самыми разными способами даже в отсутствие профильного преподавателя. По мнению Попова, сделать это можно разнообразно:

“…частично включив в курсы природоведения, естествознания, физики (даже химии, математики и биологии) или же сделать предметом по выбору, если есть хороший учитель)”.

Астрономия, считает Попов, может выжить в качестве отдельного обязательного предмета, но только если суммарная нагрузка будет больше шести часов в неделю за всё время обучения.

Кроме того, напоминает учёный, современная астрономия — это в основном астрофизика.

“Таковой она должна быть и в школе ближе к выпуску, после того как в первые годы рассказали про простые вещи. Важно понимать, что чаще всего современные астрономы первую степень получали по физике. И у нас в стране сильнейшие астрофизические группы в основном укомплектованы выпускниками Политеха в Питере, и ФизТеха в Москве”.

Звёздное небо над нами

Александр Геннадьевич не совсем согласен с таким подходом.

“Те, кто считает, что астрономия как отдельный предмет в школе не нужна, не могут отрицать ее полезность, но считают, что этот предмет можно «размазать» по всем остальным: где-то тема в физике, где-то в природоведении, где-то в биологии, где-то в химии, где-то в математике… Технически даже учителя физкультуры и ОБЖ могут и должны давать знания по астрономии. Но на практике далеко не все учителя рассказывают об этих аспектах в своих предметах. И даже если во всех предметах будет присутствовать небольшая толика астрономии, тот факт, что знания будут разрознены, делает усилия учителей бесполезными. Зачастую люди считают, что астрономию (во всяком случае, “нужную” её часть) можно покрыть физикой и природоведением. И иногда действительно учителя физики это делают, но это встречается крайне редко, и из года в год — все реже. Поэтому я за ведение отдельного предмета. Я считаю, что нужно добавлять столько объема астрономии, сколько упускают из виду учителя других предметов, плюс учесть собственную особую специфику предмета”.

Это интересно?

В некотором смысле поколению, заставшему Гагарина, было интереснее: космос внезапно перестал быть мечтой и стал реальностью, звёзды стали не просто ближе, они будто бы поселились по соседству. Как быть преподавателям сегодня — в эпоху, когда запуск космического корабля — почти бытовое явление? Можно ли сделать астрономию интересным предметом в рамках школьного курса?

“Я считаю, что достаточно астрономию просто преподавать, — комментирует Александр Геннадьевич. — Сам по себе это предмет интересный. Возможно, стоит чаще рассказывать о новейших открытиях и миссиях, стоит не ограничивать воображение учащихся и чаще ломать представление о привычных земных законах (в астрономии есть яркий пример — линия 21 см или линия HI — запрещенная законами физики линия нейтрального водорода, наблюдающаяся, тем не менее, повсеместно в космосе).

Звёздное небо над нами

При этом можно вызвать больший интерес и глубже объяснить суть законов природы. Было бы неплохо ввести некоторое количество практики. Понятно, что смысла это делать в городе нет (и оборудование дорогое, и погодные условия могут вносить коррективы), но ведь можно воспользоваться онлайн-сервисами и открытыми базами, вести на уроках исследовательскую и проектную деятельность”.

Семь учительских “за”

В чём же бонусы астрономии? Чем она может быть полезна современным школьникам — даже тем, которые не собираются становиться “нормальными инженерами, писателями” из чиновничьего комментария?

Мы не стали изобретать велосипед и попросили Александра Геннадьевича назвать все главные достоинства астрономии, которые могли бы привлечь к ней новых фанатов и завоевать новых сторонников среди родителей. Вот что получилось:

  • Во-первых, это обще-развивающий предмет, который лучше всех расширяет кругозор.
  • Во-вторых, астрономия помогает развить логику и воображение.
  • В-третьих, помогает понять глубже законы природы (понять невидимые грани и невозможные на Земле следствия).
  • В-четвертых, раскрывает творческий потенциал.
  • В-пятых, помогает техническому прогрессу, способствуя решению земных проблем космическими методами. Зачастую исследования или технологии, впервые применяющиеся в астрономии, переходят в повседневную жизнь (например, поисковые системы интернет, спутниковое слежение, прогнозы погоды, поиск полезных ископаемых и др.).
  • В-шестых, помогает понять свое место в мире и место планеты во Вселенной.
  • В-седьмых, учит находить решения задач, когда почти нет возможности провести эксперимент и узнать данные.
Звёздное небо над нами

“И так можно найти ещё множество причин, — подводит итог Александр Геннадьевич — в целом звезды, космос — это будущее. И чем больше мы этим будем заниматься, тем быстрее оно настанет”.

Невидимые звёзды

В некотором смысле отсутствие астрономии в школах — история поистине трагическая. Дело даже не в том, что средний выпускник школы не может вычислить расстояние до Альфы Центавра, а в том, что школьникам, живущим в больших городах, зачастую непонятно, о чём речь. Звёздное небо для жителей мегаполисов становится уже полумифом, за приобщением к которому нужно ехать куда-нибудь, где существует настоящая ночь. В то же время кинопроизводство ежегодно (и не по одному разу) атакует красочными блокбастерами о межзвёздных путешествиях в красивых блестящих кораблях, героизме бесстрашных исследователей космоса и о том, что жизнь “там” — она почти как жизнь “тут”. Но едва все спецэффекты, взятые вместе, смогут хоть в малой степени заместить то чувство, которое захватывает, когда смотришь на звёздное небо. То самое, которое, вероятно, предшествовало появлению астрономии.

Мудрая сова 21 апреля 2017